Специальное предложение при покупке Набора для суми-э "Профи" или "Старт" Узнать больше

07 .11.2016Японская компактность

Свернуть, сложить и убрать так, чтобы всё было чисто и аккуратно – уж кто-кто, а японцы точно знают, как эффективно использовать небольшое пространство. «Компактность» и «портативность» - это и понятия, применяемые в производстве, и часть японской культуры.

«В японских домах совсем ничего нет!» - говорили приезжие с Запада, посещавшие Японию в середине XIX века. «Ничего» - это некоторое преувеличение, но на первый взгляд действительно кажется, что в комнатах традиционной планировки действительно нет мебели. Как выглядели японские дома в прошлом? Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся  в 60-е годы XX века, когда старые обычаи ещё оказывали влияние на домашний быт. В этих обычаях проявляется дар японцев убирать предметы из виду. В те дни в обычном доме были две основные комнаты – тя-но-ма и дзасики – плюс кухонька и туалет (ванных в большинстве домов не было, и люди ходили мыться в местную баню). Площадь тя-но-ма составляла четыре с половиной татами (около 7, 4 кв. м), а дзасики – шесть (около 10 кв.м). Тя-но-ма была центром семейной жизни: здесь ели, пили, спали, принимали гостей и т.д. Чтобы создать уют в этих двух крохотных комнатках, семьи должны были рационально использовать пространство. Вот как проходил обычный день в тя-но-ма. Утром один или несколько членов семьи просыпались, складывали свои матрасы футон и постельные принадлежности и убирали их в стенной шкаф. Затем на татами ставили низкий столик тябу-дай с выдвижными ножками. После завтрака ножки стола складывались обратно, а стол ставился на бок, чтобы не мешал. Если приходили гости, из ниши доставали подушки для синения дзабутон, по одной на каждого. Когда гости уходили, подушки обратно складывали стопкой в стенном шкафу. А когда наступало время спать, из ниши снова доставали матрасы футон и постельное бельё. Так что мебель в каждой комнате всё-таки была. Просто её убирали с глаз долой, когда она не использовалась. Итак, комната в японском стиле служит нескольким целям, а предметы мебели используются по мере необходимости, в противоположность западному дому, в котором кровати стоят в спальне, столы и стулья – в столовой, а диван – в гостиной, где в каждой комнате своя мебель, а каждый участок жилого пространства используется в определённых целях.

Японская комната многофункциональна благодаря коврикам татами, на которых можно сидеть и лежать. В наши дни ими покрывают весь пол японской комнаты, но в старину, приблизительно до XV века, татами клали только в определённой части комнаты и только при необходимости. В остальных случаях их складывали в стопку где-нибудь в стороне. По типично японской моде они были переносными предметами меблировки для сидения. Сегодня складные ширмы с их красивыми картинами на различные темы нередко вызывают восхищение как предметы искусства, но в прошлом их использовали, чтобы разбить комнату на части и избавиться от сквозняков. Внутри комнаты создавалось пространство из ширм, отвечавшее потребностям момента, а также служившее украшением, а потому приветствовавшееся в доме. Когда в ширмах не было нужды, их можно было сложить и убрать. Это ещё один пример того, как японцы рассматривают домашнюю утварь как нечто, чем можно воспользоваться, а потом аккуратно сложить и убрать до следующей необходимости. Такой взгляд на вещи привёл к созданию многих предметов, которые можно компактно сложить и которые удобно хранить. Возьмём, к примеру, замечательное японское изобретение – складной веер сэнсу. В отличие от плоского веера утива, складная разновидность отличается высокой портативностью и почти не занимает места при хранении. Примерно в XII веке  Япония стала экспортировать складные веры в Китай, откуда они и попали в Европу.

Кимоно идеально складывается для хранения. Благодаря простому раскрою по прямым линиям кимоно складывается плоским прямоугольником, не образуя складок. А ещё существует фуросики, матерчатый квадрат, в который заворачивают и в котором носят всё: от коробки для лепёшек или длинной бутылки саке до большого матраса футон. А когда этот кусок материи общего назначения не используется, его можно сложить в небольшой сверток, чего не проделаешь с мешком.

Сложить компактно, развернуть с размахом. У этой замечательной идеи из Японии есть и высокотехнологичные применения. В 1997 году ракета Японского института космологии и астронавтики вывела на орбиту спутник Харука. По замыслу конструкторов радиотелескоп на этом спутнике должен был иметь огромную параболическую антенну диаметром 10 метров. Учёным пришлось задаться вопросом, как же доставить столь большой предмет в космос. После напряжённых исследований им удалось разработать технологию, позволяющую свернуть антенну до малого объёма и развернуть её после запуска, уже в космосе.

Свернуть, сложить, убрать… и применить достижения техники, чтобы сделать это было легко. Мастерство японцев в искусстве компактности развивалось, удовлетворяя требования быта и традиций, оно и теперь заметно и в предметах повседневной жизни, в продуктах высоких технологий.

                                                                                                                                                        Санада Кунико

                                                                                                                                      По материалам журнала Nipponica № 25 2003 года

Совершите путешествие в Японию с компанией More than travel  и экспертом по японской культуре Татьяной Наумовой.

 Пишите нам на почту info@japanambience.ru или

заходите на сайт компании More than travel http://morethan.travel/

закрыть
Вход на сайт
Ваш E-mail:
Пароль: Введите указанный при регистрации пароль